Главная страница  О сайте  Ссылки  книга отзывов  e-mail      
Могилы людей


Кулакова Зинаида Николаевна (1921-2002)


фото Д., 2011

       Учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель школы РСФСР (1977). В 1939 г. окончила среднюю школу № 201 г. Москвы, а в 1944 году — филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. После окончания университета работала учителем русского языка и литературы в средней школе станицы Милютинской Милютинского района Ростовской области. С 1945 г. - учитель московской школы № 201 им. Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских, где проработала 56 лет. С 1952 года совмещала работу в школе с обязанностями методиста Ленинградского района. Несколько десятилетий вела семинары для учителей русского языка, литературы и мировой художественной культуры г. Москвы. Имеет государственные награды.
      Ниже вы можете прочесть воспоминания о З.Н. Кулаковой
       Скончалась З.Н. Кулакова 18 сентября 2002 года, похоронена а Москве на Химкинском кладбище (76 уч.).


Инга Преловская. "Урок длиною в жизнь". «Известия» 18 февраля 2010 г.


       С Зинаидой Николаевной Кулаковой я познакомилась в начале 70-х. Она была одной из самых известных в Москве словесниц, вела классы с углубленным изучением литературы в 201-й школе, ныне гимназии. Ученики переходили к ней из разных школ Внешне - строгая, сдержанная, внутренне - абсолютно свободный человек, бестрепетный перед любым начальством, независимый по натуре. В преподавании следовала собственной авторской программе. Знаток поэзии, тетра, живописи, остроумный полемист с образной речью, с великолепной памятью.
       Она старалась не повторяться, вводя учеников в огромные миры Пушкина, Толстого, Достоевского, в Серебряный век с любимым ею Блоком. Вспоминаю один из ее подходов к Толстому - через его дневники. Отправная точка - 1851 год. 22-летний Толстой на распутье: сдавать ли кандидатский экзамен, идти ли на службу, поправить ли дела женитьбой. Корит себя за лень, долги, страсть к картам. И вдруг безоглядно едет на Кавказ навстречу опасностям и там напишет "Детство", которое выведет его в первый ряд русских писателей. Я видела, как шокировал ребят жесткий самоанализ дневника Толстого, то, как он "делал себя"... Кулакова говорила мне в интервью для "Известий", что "нет другого произведения, которое могло бы заменить "Войну и мир" по силе влияния на нравственное и интеллектуальное развитие ребят".
       В ответах и сочинениях учеников она не терпела ложного пафоса, суесловия. Новенькая ученица бойко щебечет: "Салтыков-Щедрин в своих сказках показывает народ трудолюбивым, честным, находчивым"... "Сколько сказок ты прочла, - прерывает ее Кулакова. - Одну? Вот о ней, пожалуйста". - "В "Повести о том, как мужик двух генералов прокормил" герой олицетворяет народ. Он отзывчив...". "А тебе не мешает слово "олицетворяет"? Что мужик делает?" - приземляет ученицу З.Н. "Лежит брюхом кверху", - растерянно произносит та. "Ну, ты уже встаешь на позицию генералов". Отметку З.Н. ей не ставит, важно лишь, чтоб поняла: нельзя повторять заемные слова, не вникнув в суть произведения.
       А сколько ученики Кулаковой писали сочинений, отзывов на книги, спектакли, выставки! Когда однажды я спросила выпускников, чему З.Н. их научила, ответ был лаконичным: "Думать, читать, писать и говорить".
       Сама же З.Н. считала, что это ей повезло на учителей. Мария Дмитриевна Сосницкая литературный текст почитала святыней, открывая ученикам в слове бездну пространства. Вера Сергеевна Новоселова с ее пылким темпераментом поощряла дискуссии, превращала уроки в спектакли. Зоя и Александр Космодемьянские, имя которых носит гимназия, учились у Новоселовой, а Зоя занималась и в кружке художественного чтения у Сосницкой... Сосницкая передала Кулаковой основанный ею литературный кабинет и свои разработки. Теперь в нем висят фотографии обеих. А Кулакова увидела наследницу в своей ученице Ларисе Новиковой. Лариса Васильевна говорила мне, что в последние годы жизни З.Н. часто сидела на ее уроках и потом давала неоценимые советы. Ныне сама Новикова - кандидат педагогических наук.
       Ученики З.Н. решили дать ее имя живому делу. Так возникла идея городских Педагогических чтений памяти Кулаковой. Гимназия проводит их вместе с лабораторией Московского института открытого образования. В марте состоятся седьмые Кулаковские чтения. Их лауреатами за эти годы стало несколько десятков московских учителей.


     Страница № 2658, создана 16.02.2024 г.