Главная страница  О сайте  Ссылки  книга отзывов  e-mail      
Могилы людей


Норман Эдгар Артурович (1902-1988)

       Инженер-изыскатель путей сообщения, действительный член Географического Общества СССР при Академии наук СССР (1939). В профессию пришёл рано - с 15 лет участвовал в экспедициях на изысканиях железных дорог, был техником, старшим техником, помощником начальника партии. В 1922–1927 гг. учился в Ленинградском Политехникуме Путей Сообщения им. Дзержинского, одновременно работал техником. С 1928 г. - инженер Проектно-изыскательской экспедиции НКПС. Впоследствии названия организаций, в которых работал Э.А. Норман не раз менялись, но по существу это была одна и та же ведущая изыскательская организация Советского Союза. В 1933-1941 гг. (с небольшими перерывами) работал на БАМе. В 1933 г. выбрал место для строительства станции Тында; в 1940-1941 гг. - заместитель начальника и главный инженер Байкальской экспедиции. В годы Великой Отечественной войны в составе специального военно-строительного отряда строил оборонительные сооружения Селигерского укрепрайона и прифронтовую железную дорогу Чагода – Кабожа; работал на проектировании и строительстве Волжской рокады – ж/д Саратов – Сталинград; проектировал дорогу на участке Перевал – Россоша – Каменка. В 1943-1944 гг. Э. Норман - заместитель начальника и главного инженера Норильской экспедиции НКВД СССР, участвовал в изысканиях и строительстве ж/д Норильск – Игарка – Салехард. Осенью 1947 г. уволен по приказу Берии (из-за иностранной фамилии). В 1948-1949 гг - руководитель экспериментального полигона (ЦНИИ МПС); в 1950-1972 гг. работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте транспортного строительства Минтранса СССР (ЦНИИС). В 1972 г. - вышел на пенсию. В 1973 г. принял участие в экспедиции Мурманск – Индига. Писал воспоминания и очерки, предлагал различные идеи, связанные с проектированием новых железных дорог. В 1985 г. принял участие в официальном открытии БАМа.
      Ниже вы найдёте список экспедиций Э.А. Нормана.
      Источник информации: http://www.ihed.ras.ru/norman/personal/norman/parents.php.
       Скончался Э.А. Норман 13 августа 1988 года, похоронен в Москве на Хованском Центральном кладбище.

фото Двамала, 2013 г.


      
Список изыскательских экспедиций Э.А. Нормана


      
      Заволжская (Казань – Мантурово, 1917);
      Мурманская (Котлас – Сорока и Данилов – Суда, 1918, Суда – Повенец, 1919);
      Уфа – Сарапул – Вятка (1920);
      Пермь – Уфа (1921);
      Чарджуй – Кунград в Туркмении (1928);
      Пермь – Уфа – Оренбург (1929);
      Магнитогорск – Уфа (1930);
      Бугульма – Оренбург (1931);
      Москва – Донбасс (1932),
      Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (БАМ), 1933 и 1934 гг.
      Канаш – Чебоксары (1935);
      Усть-Кут – Нижнеангарск - Тында (1936);
      Байкало-Олекминская экспедиции (1937).
      Байкальская экспедиция (1940-1941);
      Наушки – Улан Батор (1941);
      Чагода – Кабожа;
      Саратов – Сталинград (1942);
      Перевал – Россоша – Каменка (1942);
      Норильск – Игарка – Салехард (1943-1944);
      Черкесск – Сухум (1945-1946);
      Оха – Катангли (1947);
      Кавказкая дорога (1950);
      Абакан – Кызыл (1951);
      Абакан – Слюдянка (1952);
      зон Мурин – Джида в Туве (1953);
      Усть Кут – Якутск – Магадан (1954-1956);
      Забайкальская (1957);
      Домбай (1960);
      Мурманск – Индига (1973).